podfmru (podfmru) wrote in podfm,
podfmru
podfmru
podfm

«О былой славе русского хрусталя напоминает только коллекция музея»

30 Ð»ÐµÑ‚ исполнилось Музею хрусталя Ð¸Ð¼. Мальцовых, который находится в Ð½ÐµÐ±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ð¼ владимирском городке Гусь-Хрустальный. Городок небольшой, однако до Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð½ÐµÐ³Ð¾ времени назывался «ÑÑ‚олицей русского стеклоделия». Здесь располагался первый частный русский стекольный завод, построенный еще в ÑÐµÑ€ÐµÐ´Ð¸Ð½Ðµ XVIII столетия первым из ÐœÐ°Ð»ÑŒÑ†Ð¾Ð²Ñ‹Ñ…, Акимом (сейчас перед музеем ему поставлен памятник).

В ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ XIX века заводом владел Юрий Нечаев-Мальцов — тот, который построил здание нынешнего ГМИИ им. Пушкина. Кроме того, по ÐµÐ³Ð¾ заказу архитектор Леонтий Бенуа построил огромный собор в Ð´ÑƒÑ…е неоклассицизма, где и Ñ€Ð°ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ‚ся сейчас музей. Увы, завод закрылся в ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ 2011-го, так что о Ð±Ñ‹Ð»Ð¾Ð¹ славе русского хрусталя напоминает только богатейшая коллекция музея.

Так случилось, что к 30-летнему юбилею музей получил шикарный подарок от Ð¿Ñ€Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð¼Ð¼Ñ‹ «ÐŸÐµÑ€Ð²Ð°Ñ публикация» благотворительного фонда Владимира Потанина. Программа принимает заявки от Ð¼ÑƒÐ·ÐµÐµÐ² России на Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½ÑƒÑŽ обработку и Ð¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸ÑŽ их Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ñ‹Ñ… коллекций или каких-то частей. В Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼ случае два года назад конкурс «ÐŸÐµÑ€Ð²Ð°Ñ публикация» выиграла заявка Музея хрусталя, который предложил исследовать особую традицию в ÑÑ‚еклоделии, возникшую благодаря знаменитому французскому художнику стекла Эмилю Галле и Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ð²ÑˆÑƒÑŽ широкое распространение как в Ð•Ð²Ñ€Ð¾Ð¿Ðµ, так и Ð² Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸.

Руководитель программы «ÐŸÐµÑ€Ð²Ð°Ñ публикация» Наталья Толстая рассказывает об Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ях проекта: «Ð’ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ðµ „Линии Галле“ собраны коллекции девяти центральных музеев. Центральных не Ñ‚олько по Ð¼ÐµÑÑ‚оположению, но Ð¸ Ñ†ÐµÐ½Ñ‚ральных по Ñ‚ой значительности коллекции стекла Галле, которое они хранят. Это и Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑ€Ð°Ñ‚орские коллекции, и ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑ†Ð¸Ð¸, связанные с Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð´ÑÑ‚вом, собственно, в Ð“усь-Хрустальном, и Ð½Ð° Ð˜Ð¼Ð¿ÐµÑ€Ð°Ñ‚орском стекольном заводе. Государственный Эрмитаж представлен тремя своими разделами, так что можно даже сказать, что это не Ð´ÐµÐ²ÑÑ‚ÑŒ музеев, а Ñ†ÐµÐ»Ñ‹Ñ… 12».

В Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚Ð°Ñ‚Ðµ получился иллюстрированный каталог — так его скромно называют составители, — описывающий 368 Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¼ÐµÑ‚ов. На ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼ Ð¶Ðµ деле книга получилась просто великолепной. Обложка резная, напоминающая вазы самого Галле; бумага страниц разнится с Ð´Ð²ÑƒÑ… сторон — шероховатая там, где текст, и Ð³Ð»ÑÐ½Ñ†ÐµÐ²Ð°Ñ, где иллюстрация. Да Ð¸ Ð¿Ð¾ Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð¹ составляющей выше всяких похвал.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments