podfmru (podfmru) wrote in podfm,
podfmru
podfmru
podfm

«Гравюры — это действительно очень красиво»

В таком виде искусства как графика натюрморт в качестве самостоятельного жанра встречается довольно редко. Конечно, в религиозно-мифологических или жанровых сценах великих граверов прошлых веков изображения предметов встречаются весьма широко и зачастую являются основными «героями» изображений. Да вот, к примеру, возьмем хотя бы знаменитую гравюру Альбрехта Дюрера «Святой Иероним в келье». На переднем плане лежат лев и собачка, вдали за столиком трудится святой, а суть произведения определяют любовно вырезанные предметы, в изобилии наполняющие келью: череп, колбы, песочные часы, кардинальская шляпа на гвозде, сухая тыква — фляга паломника. Художник передает атмосферу работы алхимика с помощью «застывшей природы».

Поэтому столь удивительны полноценные натюрморты в исполнении такого известного автора ХХ века как Давид Штеренберг. Штеренберг десять лет провел в легендарном парижском «Улье», рядом с такими же ниспровергателями норм мирового искусства, в 1917 году вернулся в Россию, где стал председателем коллегии ИЗО Наркомпроса. Писал удивительные натюрморты, смешивая прямую и обратную перспективу, изображая «опрокинутые» столешницы. Резал свои знаменитые «столы Штеренберга» на деревянных досках. Говорит коллекционер гравюр Виталий Геворкян:

«Я бы хотел сказать об одном натюрморте Штеренберга. Известны его и картины, еще пару он сделал в гравюре. Удивительная вещь — эти натюрморты изначально несут в себе аллегорический смысл, понятия философских взглядов, религиозных идеалов. Совершенно уникальная вещь, особенно когда видишь, как это исполнено в гравюре. Гравюры — это действительно очень красиво. Гравюры Штеренберга были одной из последних моих находок как коллекционера. Пару натюрмортов Давида Штеренберга я имею возможность созерцать в любое время», — рассказал Геворкян.

Как этот религиозный иудаистский символизм сочетался с «комиссарской» деятельностью Штеренберга — непонятно. Зато понятны такие линии и аналогии. Сохранилась фотография, на которой рядом с дочерью Штеренберга Фиалкой-Виолеттой и мужем ее — художником Алфеевским — запечатлен ученик последнего — заслуженный инсталлятор СССР Илья Кабаков. Вот где корни столь модного сейчас московского концептуализма.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments