podfmru (podfmru) wrote in podfm,
podfmru
podfmru
podfm

Подвиг Сусанина превратили в политический проект

Единственным документальным подтверждением того, что Сусанин, во-первых, реально существовал, а во-вторых, совершил что-то героическое, служит царская грамота от ноября 1619 года, в которой Михаил Романов жалует зятю Ивана Сусанина — Богдану Собинину — «половину деревни с обелением от всех податей и повинностей за службу нам, и за кровь, и за терпение». В этом документе есть и краткое описание подвига: «Как мы, великий государь, были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, и тестя его, Богдана, литовские люди изымали и пытали великими, немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, были, и он, Иван, ведая про нас, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас им не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

Если опираться на этот документ, то легендой и домыслом становится вот эта трагически-пафосная картина увода поляков в ложном направлении — в лес или болото. Зачем это было сочинять, непонятно. А так все сходится: малолетний Михаил в начале 1613 года действительно скрывался вместе с матерью сначала в Домнино, родовой вотчине, а потом в Ипатьевском монастыре, куда к нему в конце концов прибыла депутация из Москвы, с Земского собора, с известием о том, что его избрали царем.

Что касается потомков Ивана Сусанина, то они, став, как говорится, «новыми русскими», проявили себя людьми, падкими до всякого рода подачек, привилегий и материальных выгод. Что, впрочем, не так уж странно. А претензии и запросы их росли по мере того, как власть официально развивала культ Сусанина. А это началось спустя 150 лет, при Екатерине Великой: Сусанина стали в обязательном порядке упоминать как спасителя первого царя из дома Романовых. Но особый интерес к этой истории проявился в царствование Николая I, то есть во второй четверти XIX века. Сусанина «реанимировали» как пример единства царя и народа, иллюстрацию знаменитой формулы «Самодержавие, православие, народность». Тогда в Костроме был поставлен памятник Сусанину, был дан толчок всякого рода сочинениям — литературным и музыкальным — по этой теме. И тогда же возникла оппозиция всему нарочито-сусанинскому. Злые языки — и первый из них историк Костомаров — стали утверждать, что Сусанин — политический спецпроект. Отсюда, скорее всего, и тянется ниточка к появлению многочисленных анекдотов, язвительных и скептических трактовок истории этого человека, жизнь которого якобы была отдана за царя.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments