podfmru (podfmru) wrote in podfm,
podfmru
podfmru
podfm

Рождение преемственности государственной власти на Руси

Летописные описания появились только спустя пару веков, поэтому к ним то же надо относиться взыскательно. Так, в «Повести временных лет» с большой буквы названы имена трех варяжских князей Рюрик, Синеус и Трувор, хотя в древнескандинавском языке последние два — это не имена, а существительные, означающие, соответственно, со своим родом и с верной дружиной. Так что логично предполагать, что призван был один князь и множество сопровождающих его лиц. Интерес к историческим корням пробудился в российском обществе только в конце 18 века. Это, кстати, в значительной степени объясняет появление пресловутой «норманнской теории». Ее предложили первые историки Российской академии наук, которые все как один были немцами — Шлецер, Байер, Миллер. Их ярым и ярким оппонентом выступил Ломоносов. В настоящее время тезисы норманнской теории, согласно которым государственность на Русь была привнесена иностранцами, просто не является предметом спора. Потому что Рюрик пришел не на пустое место, а в Новгород, а это по определению означает, что у ильменских слоев уже было к тому времени вполне развитое социальное общество, поселения, они владели ремеслами и так далее. Было куда пригласить. И, как это ни крамольно звучит теперь, был куда прогонять. Кстати, в той летописи упоминается о восстании, поднятом неким Вадимом, против Рюрика, который вынужден был бежать из Новгорода в Старую Ладогу.

Историческое значение призвание варягов на княжение в 862 году заключается в том, что именного с этого момента прослеживается устойчивая, осмысленная преемственность государственной власти на Руси, которую разделяли все правители последующих времен. Вот, почему в 1862 году, в Российской Империи пышно и торжественно праздновали 1000-летие Руси. И в Великом Новгороде тогда специально к этой годовщине была приурочена церемония открытия памятника. Памятника 1000-летия России. Кстати, это само по себе еще одна памятная историческая дата сегодняшнего дня.

Памятник этот, работы скульптора Михаила Микешина, во всех отношениях — уникальный. И символический. Шар — символ державы, крест и ангел-хранитель, христианство и православие. 17 фигур, по замыслу авторов «колоссальных» — это выдающиеся правители — великие князья, цари, императоры. В нижней части монумента 109 горельефов выдающихся людей — просветителей, военачальников, писателей, деятелей культуры и искусства. Каждый из которых заслуживает отдельного памятника и отдельного разговора.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments