podfmru (podfmru) wrote in podfm,
podfmru
podfmru
podfm

Древние новгородцы и киевляне напоминают футбольных фанатов. Часть 1

Светенко: У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. «Урок истории» на «Вестях ФМ». Сегодня у нас в гостях доктор исторических наук Владимир Петрухин. Владимир Яковлевич, приветствую вас. Мы уже с вами говорили о 1150-летии российской государственности. Юбилей в этом году отмечается. Связано это с датой исторической, летописной. 862 год, откуда есть пошла русская земля. В общем, всё здесь очень интересно. И хотелось бы начать этот разговор с такой мысли. Нам всё-таки свойственно воспринимать давнюю историю Отечества, как процесс самодостаточный, изолированный, как на некоей магической тарелочке, где наливное яблочко катается, и там какие- то картинки возникают, как правило, благостные даже. На самом деле, что получается. Что включённость была очевидная в общеевропейские процессы, в мировые по тем масштабам. Всё-таки были какие-то такие процессы. И это удивительно или это нормально? Как вы считаете?

Петрухин: Это совершенно нормально. Более того, иной подход был невозможен для тех времён, когда библейская традиция, христианская традиция была основополагающей в отличие от нашей, где победа социализма в одной стране во многом, конечно, трансформировала представления и историографии, и народа о его месте во всемирной истории. В те времена летописец начинал всё с рассказа о расселении сыновей. Ему была задана эта традиция. Надо было найти Русь, её место во всемирной истории. И это была его главная задача.

Светенко: Это надо уточнить. Всё-таки крещение Руси состоялось в конце 10 века. А вот тогда, во второй половине века девятого. Всё-таки разница есть? Или, может быть, она так смывается за тысячелетия. Но, однако же, это так на самом деле. Что из себя представляли наши предки, эти славянские племена? Они уже были морально и духовно готовы к восприятию великой культуры византийской и религии христианской? Или это результат такого непредсказуемого сложения обстоятельств? Начали воевать Царьград. Оттуда и умишка поднабрались заодно с добычей.

Петрухин: История — это всегда процесс, который сочетает в себе закономерности и случайности. Не случайно, конечно, славяне своё имя обрели, выйдя на Дунай, на границу Византии, и попали так во всемирную историю. Греки впервые услышали это имя. И славяне поняли, что они — агенты этой самой всемирной истории, как бы не относились к этому греки. В лесах было похуже, так никакой цивилизации не было — там, где стали расселяться славяне, не уместившиеся на Балканах, в этих курортных местах.

Светенко: Нынешних. И тогдашних.

Петрухин: И тогдашних, конечно. Расчищенные поля, хорошо удобренные, плодородная почва — всё это была мечта. Но все там не помещались, пришлось заселять леса. И, благодаря тому, что приходилось заселять леса, осваивались и международные коммуникации. Потому что реки — это были главные дороги, которые объединяли европейские континенты, разобщённые, конечно, в эпоху рода племенного строя, разделённые границами разных языков, не всегда взаимопонимаемых. Но проще было славянам понять балтов, ближайших соседей, предков латышей и литовцев. Но вот чудь уже было понять довольно сложно, предков эстонцев. Они говорили на других прибалтийско-финских языках. И сейчас эти языки непонятны для славян.

Светенко: Хотя по-литовски «веялись», «ветер» — какие-то корневые созвучия, в общем, прослеживаются на таком более даже глубоком уровне. И всё-таки благостные превалируют восприятия истории, мне кажется. Потому что даже торговый путь из варяг в греки. А мы с вами в прошлый раз как-то нащупали другую линию интереса — разбойничий путь из варяг в греки получается, боевой.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments